Женщины, которые шили космические скафандры. Вручную Ученый. Инженер. Космонавт. Такие профессии прежде всего приходят в голову, когда думаешь о покорении космоса. Но есть еще одна, родившаяся задолго до того, как человек начал исследование безвоздушного пространства Вселенной – швея. Без этого скромного ремесла космос не покорить. Когда Джин Уилсон было семь, мать научила ее шитью. К девяти годам Уилсон уже научилась кроить и шить платья для кукол. Еще 10 лет спустя, в 1969-м, она стала одной из нескольких работниц в инженерно-производственной компании ILC Dover, которые шили скафандры для Нила Армстронга и Базза Олдрина, готовившихся к полету на Луну на корабле “Аполлон-11”. “Моя сестра работала в компании Playtex, которая в то время входила в ILC Dover, – рассказывает Уилсон. – Она шила бюстгальтеры и корсеты”. Прочные, легкие, гибкие материалы, предназначенные для женского белья, оказались идеальными для скафандров. Сестра сообщила Джин, что есть возможность поработать над пошивом скафандров для астронавтов миссии “Аполлон-11”. “Мне тогда исполнилось лишь 19, я была очень молода. Но меня это очень взволновало”. Джин Уилсон ушла с прежней работы, где шила чемоданы. “Это было производство, все делалось очень быстро, – вспоминает она. – Когда я попала в ILC, где шили скафандры для “Аполлона”, там всё происходило очень медленно. Из-за важности того, что мы делали, каждый шов тщательно проверялся, исследовался”. Женщин обучали чтению чертежей, работе с инженерами и высокоточному шитью с использованием новейших ниток и многочисленных тончайших слоев специальной ткани. “Даже если там было больше 20 слоев, это было толщиной с волосок, – вспоминает Уилсон. – Сколько могла стоить такая ткань? 5-6 долларов за ярд? Как бы не так. Почти 3 тысячи долларов. Ее хранили в сейфе”. Готовые скафандры отправляли в местную больницу в Дувре, штат Делавэр. “Там их дважды просвечивали рентгеном, – рассказывает она, – чтобы убедиться, что мы ничего там не оставили – ни иголки, ничего другого. Бывали вечера, когда мы шли с работы домой, беспокоясь и думая: Господи, не оставила ли я в нем иголку? Иногда это стоило нам сна. Иногда приходилось и плакать – я по себе знаю, я плакала”. Уилсон работала над теми частями скафандра, которые закрывали торс, руки и ноги, а также над нашивками с именами астронавтов. Другие швеи – все они были женщины – специализировались на ботинках или перчатках, как Джоанн Томпсон. Перчаток требовалось много – и для тренировок, и для высадки на Луну. Астронавты приезжали в Делавэр на примерки, подписывали девушкам свои фотографии и хвалили их работу. “Для рук каждого астронавта были отлиты формы”, – рассказывает Томпсон. Томпсон, как и Уилсон, научилась шить еще ребенком. Она пришла в ILC Dover со швейной фабрики и осталась там на 38 лет. Сейчас ей 82, и она вспоминает о бесконечных испытаниях пошитых женщинами скафандров. В НАСА хотели быть уверены – в космосе костюм не подведет. “Мы пробовали разные типы швов, образцы отсылались в лабораторию для строгой проверки на разрыв, – рассказывает Томпсон. – Мы трудились над ними целыми днями и знали, что их будут нещадно рвать. Но мы понимали, что от этого зависит жизнь человека, и продолжали работу”. В 1973-м, спустя всего год после того, как программа “Аполлон” была свернута, умение швей снова понадобилось – и оно спасло первую американскую орбитальную станцию, “Скайлэб”. Дело было так. Вскоре после запуска со станции сорвало теплоизолирующий и защищающий от мелких метеоритов экран. Внутри станции стала опасно нарастать температура (до +38°C). Нагрелась и внешняя сторона – до +80°C. Эксплуатация в таких условиях была невозможна. Срочно нужна была замена экрану, и в НАСА решили соорудить своего рода зонтик. На помощь была вызвана Айлин Бейкер из компании-подрядчика General Electric. “Он был размером 22 на 24 фута (примерно 6,7 на 7,3 м), этот кусок материала, – рассказывает Херб Бейкер, сын Айлин, который и сам в течение 42 лет работал в НАСА. – Это были очень тонкие слои алюминия и ламинированного нейлона, да плюс еще один тонкий слой нейлона. Одна сторона была ярко-оранжевой, другая – серебряной”. “Они назвали эту конструкцию зонтиком – и она действительно была похожа на зонтик. Ее свернули, а потом развернули через шлюзовый отсек”. (“Зонтик» был доставлен на станцию вместе с первой экспедицией. – Прим. переводчика.) “Зонтик” как замена теплоизолирующему экрану прекрасно справился с задачей. А фотография Айлин за швейной машинкой, окруженной волнами теплозащитного материала, который держат несколько человек, до сих пор висит на стене в Центре космических исследований НАСА им. Джонсона. Там работали и Херб Бейкер, и его мать Айлин, скончавшаяся в 2004 году. Шитье теплозащиты продолжилось с развитием программы космических челноков. Джин Райт перешла в United Space Alliance, компанию-подрядчик НАСА, из магазина одежды. Ее новой работой стало шитьё теплоизоляционных одеял для шаттлов. “Мы шили гораздо больше, чем можно было бы подумать, – рассказывает Райт. – Потому что те 2200 одеял сшивались вручную”. “Мы также делали теплоизолирующие барьеры. Каждый требовал четырехдневного ручного труда. В среднем уходило 17 часов на то, чтобы вдвоем сшить вместе 12 штук в одно кольцо. И их хватало примерно на три полета. Так что трудиться приходилось не покладая рук”. Полеты шаттлов закончились в 2011-м, скафандр Нила Армстронга давно в музее. Но в ILC Dover продолжают использовать швей для изготовления космических скафандров. Единственное отличие – в коллективе появился мужчина. “Основной принцип космического скафандра не изменился, – говорит историк компании ILC Dover Билл Эйри. – По большому счету те же самые скафандры с некоторыми модификациями используются и на Международной космической станции. И, безусловно, от них зависит человеческая жизнь. Если астронавт выйдет на космическую прогулку, а скафандр его подведет, то… Он должен выдерживать до шести-семи часов эксплуатации в открытом космосе. А то и все восемь”. Шитье по-прежнему используют в разных сферах космической индустрии. Автоматический аппарат “БепиКоломбо” совместной миссии Европейского космического агентства и Японского агентства аэрокосмических исследований сейчас летит к Меркурию, и у него на борту – рукоделие Ивонн Майер, специалистки из аэрокосмической компании RUAG (Австрия). Майер начинала карьеру в школе дизайна. “Мне никогда не была интересна одежда, – говорит она. – Куда увлекательнее делать что-то, связанное с техникой. Поэтому я шью теплоизоляцию для космических аппаратов”. Дело рук Майер – защита инструментов космического аппарата от температур вплоть до 450°C (842 градуса по Фаренгейту). “Мы пользуемся специальными швейными машинами с длинными рукавами, и если есть места, до которых машине не дотянуться, мы шьем вручную. И если материал слишком толстый, мы тоже вынуждены шить вручную”. “Сестры по швейной машинке”, наконец, заслужили почет и признание. Все они прокладывают свой стежок прямо к звездам.

Теги других блогов: космос швея ILC Dover